Критика

         

Ханс-Петер Ризе

Арткритик

«Внутреннее пространство и непредсказуемость времени.

Второй взгляд на живопись Сергея Чеснокова-Ладыженского»

 

   То, что Чесноков-Ладыженский понимает под «временем», можно отнести как ко времени жизни, которое укладывается в картину, так иэто считаю более важнымк внутреннему времени картины. Картина является художественным произведением, в котором представлены самые разнообразные времена. С одной стороны, это чисто рабочее время, которое должно быть вложено в картину. А с другой стороны, это эпизод прожитого художником времени, и, наконец, это представленное воображаемое  время, охватывающее всю историю искусства.

   Вторая категория Чеснокова-Ладыженского, это то, что он называет «наслоением реальностей», что, однако, можно рассматривать как

иконографию его искусства. Реальностьтут Сергей Чесноков-Ладыженский полностью соответствует традиции  авангарда ХХ столетиявводится в виде узнаваемых элементов образа. При этом следует  заметить, что это не имеет ничего общего со  сходством или цитатами 

«социалистического реализма», это лишь нежелание отказаться от миметических средств искусства. Эти пласты реальности, можно было бы даже сказать, частицы, реальности   Чесноков-Ладыженский подвергает многократному превращению во времени. Свойственные ему  различные понятия времени соотносятся теперь с различными пластами реальности и  переплетаются с ними. Естественно, это переплетение происходит в сознании художника, а также вполне реально в очертании форм на картине. Достоинством искусство Чеснокова-Ладыженского является способность переплести элементы пространства и времени так,  что они, несмотря на их условный характер, сливаются в художественное произведение.

   Несомненно, последнее десятилетие ХХ векапора творческой зрелости художника, сумевшего сформировать собственный «почерк» и свойственную только ему одному иконографию.

Вашингтон 2000

                                                           

  

 

  Андрей Толстой

 

Доктор искусствоведения,

 Президент российской секции международной

ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО,

Заместитель директора ММСИ по научной работе.

 

«Короткая пауза»

 

Сергей Чесноков-Ладыженский отмечает свой полувековой юбилей. Его новая выставка «L» 50x50» в галерее tXt задумана как своего рода «творческий отчет о пройденном пути» и «проделанной работе». Это закономерно: художник очень серьезно относится ко всему, что делает. Свидетельствами тому служат не столько порядковые номера на каждой значительной вещи и постоянно обновляемый список основных произведений. Об этой серьезности говорит, прежде всего, то, как упорно и подолгу работает автор над каждой композицией, стремясь к решению поставленной перед собой задачи. А состоит она, в конечном счете, в том, чтобы найти живописную и графическую формулу для выражения одного из самых завораживающих парадоксов нашего мира, которому присуще глубокое органическое единство при всей необычайной сложности этого организма. У него есть своя статичная структура, но в ее недрах происходит непрекращающееся внутреннее движение. Каждый образ ‑ и люди, и животные, каждая форма ‑ даже неодушевленных, но полных своей особой жизни предметов ‑ отличаются у художника Ладыженского своей сложносочиненной многослойностью.

Композиции большинства произведений разворачиваются на фоне городских пейзажей, и нередко человеческие фигуры становятся «строительным материалом» или неотъемлемой частью фантастического архитектурного ландшафта. В результате практически любой элемент картины, включая изображения людей - своего рода «вселенная», пусть небольшая или даже крошечная, но состоящая из множества более мелких «галактик», которые в свою очередь включают что-то напоминающее города в миниатюре, а те состоят из многоквартирных домов со многими жильцами. Этот процесс погружения в глубины практически бесконечен, но на каком-то уровне материальное постижение основ мироздания переходит в умозрительное, сначала несколько отстраненно-математическое, (как некая непротиворечивая формула или теорема), но затем ‑ сугубо духовное его восприятие. На место формулы приходит осознание мира как организма.

На нынешней экспозиции можно видеть работы Сергея Чеснокова-Ладыженского разных лет, отражающие разные периоды его профессиональной эволюции. Она, разумеется, продолжается. Сегодняшнее событие – только этап, небольшая пауза в этом нескончаемом движении в пространстве и времени искусства.

Москва 2004

                                                                                                  

 

 

 "Трактат о мироздании"
 

В работах Сергея Чеснокова-Ладыженского принципиально многоуровневая система построения образа. Это художник, который стремится каждый элемент своей композиции превратить в микровселенную, а каждую композицию в целом – в минигалактику. Все работы Ладыженского представляют собой особое пространство, выстроенное им как демиургом-создателем, причем не столько по спонтанному мановению руки, сколько по объективным и вполне определенным законам архитектоники. Человеческие фигуры и лица уподоблены фасадам домов, глаза – окнам, губы – балконам и карнизам, а носы – вертикальным тягам-членениям зданий. Но при всем том – перед зрителем не только пространства архитектурного типа и не только формы, уподобленные каркасно-монолитным конструкциям. Это одновременно как будто еще и пространства и формы, увиденные в натуре. В натюрмортах, символическо-аллегорических портретах и композициях вполне явственно проступают черты какой-то почти кристаллической структурности, и объемы здесь, кажется, непрерывно движутся, растут, ветвятся и даже «кустятся», разбиваются на множество граней, как в самой природе. Архитектурообразные и природоподобные формы в картинах Сергея Ладыженского переплетаются и взаимодействуют друг с другом строго по воле их автора. В результате, по-своему в каждой композиции, возникает особая среда, авторское пространство, состоящее из более мелких сред и пространств, рождающих множество тем и смыслов, как